Официальный сайт порог Ревун-Буркан и Смолинская пещера
Главная »
Смолинская писаница

В.В. Бушуев

История формирования наскальных изображений Урала по времени совпадает с появлением петроглифов — высеченных на поверхности скал слабо углубленных изображений людей, птиц, животных.

На карельских скалах видны лодки с гребцами, воины. На скалах реки Ангары изображены вереницы лосей. Рисунки, повествующие о героических событиях в жизни индейцев Оджибва, имеются на скалах Северной Канады.

Однако, по содержанию, назначению, манере исполнения, уральские наскальные изображения – творение уникальное. «Писаницы по их лаконичности, можно сравнить с графическими формулами»,— писал В. Н. Чернецов. Уральские рисунки не имеют никакого отношения к пиктографии-образному письму, служившему для закрепления каких- либо мыслей или событий, или к идеографическому письму- изображению предметов без звуковой стороны речи, или к иероглифам- рисуночным знакам неалфавитного письма.

В писаницах присутствуют устойчивые типы фигур — образы людей, копытных животных, птиц, охотничьих загонов и орудий рыбной ловли, которых В. Чернецов выделил в четыре сюжета. Знаками обозначались солнце, луна, небосвод, радуга.

Рисунки возникли не от любви к искусству. Писаницы были связаны с вопросом существования первобытного коллектива. В отличие от петроглифов, кратковременность писаницы была обусловлена тем, что смысловой акцент приходился не на рисунок, а на его изготовление и сопровождающие обряды.

Служитель культа минеральной краской — охрой, смешанной с жиром и кровью жертвенного животного, пальцем наносил рисунок на скалу. Рисунки получались монохромными -т. е. одноцветными, безобьёмными, плоскостными. Содержанием писаницы являлось привлечение в ловушки зверя, птицы или рыбы и удержание в ловушках добычи. Район писаницы соответствовал определённой территориальной общности. Охота представляла весь хозяйственно-бытовой уклад угров. Роль рыбной ловли также была значительной.

Об этом свидетельствуют находки на территории Шигирского торфяника в местах стоянок разных эпох — от мезолита до железного века: большое количество гарпунов и игловидных наконечников стрел для охоты на рыбу, деревянных острог, поплавков, костяных крючков, сетевых грузил, рыболовных сетей из крапивного волокна. Ловля рыбы относилась к коллективным видам промысла, и для изготовления ловчих сооружений требовалось усилие нескольких семей. Коллективным было и потребление.

Озёра Зауралья были забиты рыбой. Здесь же гнездилась дичь. Летом начиналась охота на линную птицу, когда утки гуси линяли, не могли летать, их добывали в огромном количестве. Протоки на реках создавали удобные места для устройства хитроумных ловушек.

Именно рисунки двух рыболовных сооружений корзиночного типа — котца и хвостуши, я увидел на скале левого берега Исети, возле речных протоков, ниже порога Ревун. Смолинская писаница создавалась по канонам эпохи бронзы: южная ориентировка рисунков, ровная поверхность плиты, скальный козырёк, закрывающий рисунки от влаги.

Было три группы изображений. К сожалению, контрагентами писаниц могут быть не только атмосферные явления. Костры рыбаков и туристов раскаляли скалу, и от температурных колебаний верхний слой плиты с рисунками разрушился, покрылся копотью и сетью трещин. Сохранились две фигуры центральной группы. Аналогию этим изображениям можно видеть на Первой Бородинской скале на реке Реж.

Рисунки котца и хвостуши позднего происхождения — начало 2-го тысячелетия нашей эры… Заостряя внимание на южной ориентировке уральских писаниц, упомяну о «Смолинской спирали», которая находится в ста метрах от писаницы.

Не отклоняя предположения о назначении «спирали», как инструмента для астрономических наблюдений, правомерно отнести этот памятник к протоугорской солярной символике. Солярный символ в виде круга или концентрических кругов, встречается в писаницах реки Тагил.

В 1938 году челябинский археолог Константин Владимирович Сальников, со слов местных жителей, сообщил о писанице на реке Синаре возле деревни Чайкино. Над рекой, на скале, виднелось изображение людей, танцующих вокруг чашки. Под «чашкой» надо понимать солярный знак. Скала с писаницей уничтожена взрывными работами в советское время.

Сюжет Синарской писаницы может быть отнесён к культу солнцепочитания, который был у древних жителей нашего края- угров. Необходимо беречь и сохранить наследие древности. Забвение прошлым обернётся забвением ныне живущих.