Официальный сайт порог Ревун-Буркан и Смолинская пещера
Главная »
Смолинская спираль

ПЕРВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАЗЕТА ГОРОДА

СОДЕЙСТВИЕ ПЛЮС

№ 5 (005) /07. 2011

Много еще нераскрытых тайн хранит каменская земля. Об этом недавно ещё раз напомнил экс-директор местного представительства Современной гуманитарной академии, профессиональный историк, известный знаток уральской археологии Виктор Владимирович Бушуев. Он пришёл в редакцию «Содействие Плюс» с рассказом о собственном поиске следов древней протоугорской цивилизации в окрестностях Каменска-Уральского. Исследование своё он начал ещё студентом исторического факультета Уральского государственного университета, потом, будучи учителем истории, директором школы № 24 и руководителем экологического колледжа, с учениками облазил всевозможные окрестности. Археолог – это пожизненный диагноз. И у Виктора Владимировича накопилась масса любопытных и местами сенсационных открытий, которыми он решил поделиться с читателями нашей газеты, вначале приоткрыв тайны популярной у земляков достопримечательности – Смолинской пещеры.

Мегалитическая традиция древних народов – один из интереснейших аспектов археологической науки. В некоторых регионах Евразии, особенно в странах северной Европы, широко известны загадочные сооружения – мегалиты, что с греческого  языка переводится как «большие камни».

К ним относятся менгиры – вертикально вкопанные камни или дольмены – камни, поставленные в виде стола, кромлехи —  камни, установленные по кругу. Всё это – надмогильные памятники вождям племён и родовым старейшинам. Грубая каменная архитектура могла быть связана с культом предков или первобытной астрономией.

КРАТКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

В Уральском регионе территория распространения мегалитической традиции охватывает Среднее Зауралье, уходя южнее, до оренбургской степи. Известно десятка два местонахождения менгиров и дольменов, но гораздо больше кромлехов – их сотни в степях, где внешняя сторона каменного кольца означала мир живых, а внутренняя площадь кольца – мир сакральный, священный. В зоне кромлехов покоятся останки простых общинников.

Учёные связывают все известные мегалиты с эпохой бронзы. На Урале «большие камни» относятся к андроновской (эпохе бронзы) этнокультурной общности, носителями которой были протоугры. Русские переселенцы называли древних уральцев «чудью белоглазой».

Появившись, вероятно, в мезолите предки современных хантов и манси осели в низинной части Уральского хребта и по его восточному склону, в бескрайних лесах с разветвленной озерно-речной сетью. Древние угры не знали родового строя, создав дуальную организацию, предотвращавшую самоистребление: в данных природных условиях дробление на рода привело бы к вымиранию.

Одна из фратрий (братств) Пор имела тотемного предка – Медведя. У другого братства Мощ прародителем была Великая болотная женщина – Лягушка.

Браки совершались строго с представителями противоположной фратрии. Само братство состояло из филиальных генеалогических групп, а каждая группа – из отдельных семей, живущих далеко друг от друга на собственной промысловой территории.

Обе фратрии имели своих духов-охранителей и святилища. Такую социальную структуру протоугров воссоздал по этнографическим данным советский археолог В.Н. Чернецов.

Для обывателя — камни в траве, для историка — кромлех. Фото В.В. Бушуева.

КРОМЛЕХ У РЕВУНА

…Миллионы лет назад, в эпоху горообразования, мощные вулканические силы выбросили на земную поверхность кипящую огненную лаву, которая остыв, образовала непреодолимую каменную преграду. Но вода точит камень. Так, со временем, река Исеть пробила узкий проход в скальном массиве.

На Урале мало речных препятствий, равных Ревуну!

Прорвав извержённую породу – порфириты, река легко проложила себе дорогу среди осадочной породы – известняков. На контакте горных пород возможны включения золота, пирита, платины. Недаром берега Исети покрыты воронкообразными углублениями – это старые рудные разработки.

Ниже порога, с правой стороны, тянется Колдина гора. В царские времена здесь добывали известняк. Гора заканчивается скалистым логом, где находится знаменитая Смолинская пещера, названная так по имени старинного села Смолинское. Пещера образовалась более миллиона лет в мергелях – глинистых известняках – в результате карстовых процессов (карст – образование пустот в трещиноватых осадочных породах).

Общая длина всех коридоров пещеры составляет 500 м. Пещера трёхъярусная, нижний этаж недоступен – завален глиной. В начале 60-х годов прошлого века свердловские спелеологи и мы, каменские туристы, тщетно пытались расчистить завал. Внизу, вероятно, имеется большая полость, связанная с рекой.

Существует байка, что «Дорога в Ад», уходя под Исеть, тянется до Каменска. В петровские времена в Смолинской пещере скрывались от властей старообрядцы, разбойники и прочий «гулящий» люд. Смолинская пещера считалась крупнейшей в несколько тысяч особей колонией летучих мышей. Прошлой зимой я насчитал не более сотни этих редких особей.

На протяжении полувека, время от времени навещая пещеру и слушая гул Ревуна, утверждался в мысли, что древние люди не могли не посетить здешние уникальные места.

Рано ушедший из жизни, основатель уральской археологии Виктор Михайлович Малахов – внук известного архитектора М.П. Малахова – в своих записках отметил, что в Смолинской пещере он нашел древние следы «кратковременного пребывания человека».

Что за следы? Копать пол пещеры  замучаешься, там толстый слой глины и камня. Правда, над пещерой виден ров и вал — фортификационные элементы городища, где культурный слой очень тонок, что указывает на редкую посещаемость поселения его устроителями. С археологией этих мест было не ясно.

Продолжая разведку, в 2009 году наступил для меня момент истины – я нашел недалеко от пещеры протоугорское святилище 3 000-летней давности.

Культовое место имеет следы металлургического производства. Я увидел изображение менквов – трех духов-охранителей фратрии Пор. Появилась связующая цепочка: пещера – городище – святилище.

Ещё в студенческие годы я занимался вопросом уральских писаниц – древних наскальных изображений, оставленных протоуграми. Побывав на далёких уральских реках, я с удивлением увидел остатки писаницы на береговой скале у порога Ревун. Когда-то здесь было три группы изображений, но рисунки в большей части уничтожены сколами, трещинами, копотью костров, покрыты надписями современных варваров. О сохранности сюжета говорить не приходится.

Опять же левый берег обрадовал находкой: почти напротив Смолинской пещеры, на открытой для солнца слегка покатой к реке площадке узкого мыса виднеется из травы каменная выкладка.

Круг диаметром восемь метров напоминает кромлех.

Выкладка из плотно пригнанных друг к другу камней, описав четыре круговых движения по часовой стрелке, замерла на 52-м метре в центре круга. Начало и конец спирали расположены на оси юг-север. Метрах в пятидесяти от круга, с напольной стороны мыса, виден ров и короткий вал, а также две ямы.

ЗА ЯВНЫМ — ТАЙНОЕ

Что здесь было – городище или маленькая астрономическая обсерватория? На Урале нет аналога найденной каменной спирали. Вероятно, здесь отслеживалось положение Солнца и Луны, фиксировались их точки восхода и захода в дни солнцестояния и равноденствия.

К этим природным явлениям были приурочены различные обрядовые действия, определялось место сбора на встречи и праздники, служившие для закрепления фратриальных обычаев, традиций, укрепления генетической связи членов братства.

Вероятно, перечисленные археологические памятники относятся к эпохе поздней бронзы (2 500 – 2 800 лет тому назад) и этнически принадлежат древнеугорской общности – одной или нескольким филиальным локациям фратрии Пор.

Люди этого братства занимались поисками руды, знали плавку меди и бронзы, дорожили обычаями предков, имели сложные для нашего понимания космогонические представления.

Несомненно, смолинский природный и этнокультурный комплекс заслуживает большего внимания специалистов и бережного отношения со стороны власти и общественности, как редкий исторический памятник древнеуральской культуры.

Опубликовано на сайте с разрешения автора статьи и с его корректировкой.

В. В. Бушуев

СМОЛИНСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ

В нашем крае культовая металлопластика найдена в двух местах – возле деревни Стариково в 1910 году, на пашне – две человекообразные фигуры и на берегу озера Тыгиш десять лет назад – птицевидная фигура…

Июльское утро 2009 года. Район пещеры Смолинской исхожен вдоль и поперек, но на этот раз со мной металлоискатель. В одном из примыкающих к реке Исети ложков, тянется слабо выраженная насыпь, вроде вала. Поблизости – карстовые воронки, образующие на поверхности сеть впадин и ям, под ногами ковер из сосновой хвои. Веду металлодетектором по верхушке вала.

Неожиданно монитор показал наличие металла. Потревоженный заступом темноокрашенный гумус издавал тонкий, притягивающий аромат. Покрытые патиной, причудливые фигуры стояли полукругом, образуя три самостоятельные группы. «Идолы» источали фимиам.

В первой группе предстали три менква – лесные духи, покровители фратрии Пор, вылитые из меди, в полуобъемной, древовидной манере. Два менква стояли вертикально, с грозным видом уставившись на белый свет. Третий менкв сотни лет назад упал, впечатавшись в грунт. А упал он постольку, поскольку жертвенное место было покинуто людьми.

Рядом с лесными существами, с полунаклоном, стоял «парящий сокол» — тотемный предок одной из генеалогических групп. В полуторах метров северо-западнее располагались тотемные предки иного облика: птица в геральдическом положении-гусь и ещё одна медная фигура,совмещающая два образа-ворона и муравья.

К северу от второй группы стояла антропоморфная фигура с усами. Один ус был обломан-тотемный предок в облике жука.Здесь же лежало крыло –остатки от птицевидной фигуры, изображение которой часто встречается в наскальных рисунках протоугров.

Все фигуры святилища имеют «наголовья»- выступы, означающие силу. Менквы,длиной по пятнадцать сантиметров, отлиты в одной литейной форме. Длина других изделий от восьми до двенадцати сантиметров, все они из разных литейных форм., причём фигура сокола выполнена мастерски, реалистично.

«Идолы», вероятно, изготовлены на святилище, на местных рудных разработках. Для устройства ямных рудоплавильных печей могли быть использованы карстовые воронки. Святилище было центром притяжения территориальной общности фратрии Пор. Привлекательность выбранного места заключалась в необычном геоморфологическом разнообразии: украшенный скальными обнажениями равнинный рельеф, необузданный речной поток,вызывающий трепет и поклонение божествам воды.

Темнеющий зев пещеры мог восприниматься, как женское начало или, как ограничителная линия земного и скрытного сакрального пространства. Замечательно и присутствие медной руды на контакте извержённых и осадочных пород. Святилище было местом выхода положительной энергии, так как назначением жертвенного места был культ почитания предков, дающий силу живущим и грядущим поколениям.

Фигуры определённого облика соответствовали территориям генеалогических тотемных групп, живших по берегам Исети, Багаряка и Синары, на озёрах междуречья Исети и Сысерти. Население делилось на лесостепные и охотничьи коллективы, имевшие многоотраслевой или охотничье-рыболовческий тип хозяйства. Была и специализация в виде зачатков металлургического производства.

Слабая археологическая изученность нашего края периода бронзы (около трёх тысяч лет назад) даёт поверхностную картину расселения аборигенов. Поселения этого периода известны на реках Синара, Багаряк, Караболка и на Исети – селище Лужки, найденное археологом Владимиром Семёновичем Стоколосом и селище Шиловское, которое я нашёл в 1957 году, в одиннадцатилетнем возрасте.

В эпоху бронзы братство Пор являлось устойчивым этническим образованием, развитие которого не нарушалось посторонним воздействием. Опираясь на исследования выдающегося археолога и этнографа Валерия Николаевича Чернецова (1905- 1970г), посвятившего свою жизнь изучению древней истории финно- угров Зауралья и Западной Сибири, Смолинское святилище следует отнести к протоугорской этно- культурной общности, а культовые фигуры датировать 7- 6 веками до нашей эры.

Судя по культурному слою, святилище функционировало до начала 1-го тысячелетия нашей эры и было покинуто, когда под давлением кочевников – тюрок последовала миграция коренного населения в северном направлении.

Позднее, в начале 18–го века, на Урале задымили петровские заводы, на потребу заводам вырубались леса. Потомки древних угров –вагулы и остяки – так русские называли манси и хантов, вынуждены были уйти ещё дальше – в тайгу, в непролазные болота Северного Зауралья и Приобья, где пребывают и по сей день.

К Смолинскому святилищу могут иметь отношение ещё три археологических памятника, расположенных поблизости.

Во – первых, Смолинская пещера, над входом которой фиксируется ров и вал городища. Ещё до революции, молодой екатеринбургский учёный Михаил Викторович Малахов нашёл, как он пишет, следы обитания древних людей в Смолинской пещере, но что конкрено нашёл-не сообщил. Заметим, что под жильё пещеры не использовались, ввиду их особого положения в анимистическом сознании угров.

Во второй половине 19–го века, на реках Пышме и Кунаре, в пещерах, горный инженер Фердинанд Юстинович Гебауэр раскопал два жертвенных места. Жертвоприношения могли совершаться и в Смолинской пещере. Во– вторых, на левом берегу реки Исети, ниже порога Ревун, на скале, мною найдены фрагменты разрушенной писаницы. Сохранились древние, едва различимые, изображения орудий рыбной ловли.

В-третьих, Смолинская спираль- уникальный мегалитический памятник эпохи бронзы, изобретение древних угров, инструмент для астрономических наблюдений. Памятник находится в ста метрах от упомянутой писаницы и в шестистах метров от Смолинского святилища. Обряды и празднества, связанные с культом предков, весенним оживанием природы, идеей размножения, в социальном аспекте служили для укрепления единства филиальных локаций братства.

Культовые церемонии носили календарный характер, увязывались с определённым временем года и стоянием солнца. Сроки начала церемоний определялись астрономическим наблюдением.

Первые дни празднества, начинавшегося во время зимнего солнцестояния, посвящались Когтистому Старику, исполнялись песни и сказания о медведе и о происхождении людей «Пор». Далее, являлись предки тотемных групп — «родственники» медведя в своих костюмах, своей песней и своим танцем.

Заключительная часть праздника происходила около весеннего равноденствия, когда совершались театрализованные охотничьи обряды, имевшие целью стимулировать увеличение количества зверя, птицы и рыбы, привлечение их в ловушки и удержание в них.

Такими магическими действиями люди стремились обеспечить себе удачу в предстоящем промысле. Комплекс смолинских природно-археологических памятников требует всестороннего научного изучения и охраны государством.

Сайт «Уральский краевед»

http://bushuew.ru/index.php/arh/96-bratstvo-kogtistogo-starika.html

Опубликовано с разрешения автора