Официальный сайт порог Ревун-Буркан и Смолинская пещера
Главная »
Чёртов Палец – Скала Надежды

Валерий Григорьев

Есть на востоке от порога Буркан, в трёх километрах вниз по реке Исети, напротив села Смолино камень Чёртов Палец. Скала состоит из двух чётко разделенных столбов, которые плотно соприкасаются друг с другом и являются наиболее приметным ориентиром со стороны порога.

Скорее всего, этот двойной останец выглядит как два сложенных вместе пальца – средний и указательный — «персты указующие». Они лежат на оси запад — восток, проходящей через порог, и служат первой, издали примечаемой точкой при обзоре окрестностей (рисунок 1).

Рисунок 1. Камень Чёртов Палец.

За скалой над горизонтом ежедневно со стороны города Каменска-Уральского, в той части света, где рождается Утренняя Заря, наблюдается восход светил, и оттуда начинается их шествие по небосводу вокруг окрестностей порога.

Если восточную линию горизонта представить в виде горизонтальной шкалы точек восходов Солнца за годичный цикл, то скала на ней предстанет пригоризонтным визиром, делящим горизонт пополам линией равноденствия, разделяющей год на две половины: лето и зиму. Её задачей является служение начальной точкой отсчёта в определении астрономического времени.

При восходе Солнца строго над камнем наступает равноденствие. При восходах в крайних точках, максимально удалённых от неё, Солнце достигает предела летнего или зимнего солнцестояния. Перемещение точек восходов Солнца в течение года относительно Чёртова Пальца определяет четыре качественных изменения состояния природы.

Первое: рождение летнего Солнца из точки равноденствия над скалой и ежедневное его перемещение по горизонту от скалы на север до максимального от неё отклонения в момент летнего солнцестояния.

Второе: угасание летнего Солнца, а с ним и природы, на период от летнего солнцестояния до момента осеннего равноденствия, отмечаемого на той же линии равноденствия над Чёртовым Пальцем.

Третий период начинался при перемещении точки восходов через линию равноденствий в южном направлении. Считалось, что в этот момент происходило рождение зимнего Солнца, и длился очередной период до момента восхода Солнца в самой низкой своей траектории в день зимнего солнцестояния.

Четвёртый, последний период, наступал, когда после самого южного отклонения точка восхода Солнца приближалась вновь к Чёртову Пальцу.

Времена года в одинаковой последовательности сменяли друг друга. Из года в год этот цикл повторялся вновь и вновь, формируя у людей сознание устойчивой закономерности в небесном порядке движения светил.

Календарное упорядочение жизни общества, подчинённое небесным законам движения Солнца, поднимает жизнь людей на качественно новый уровень развития, так как зная положение точки восхода Солнца над горизонтом, заранее можно планировать любые сезонные работы и осуществлять предварительную подготовку к новым условиям постоянно меняющихся климатических изменений.

Предсказание точного времени наступления определённых природных процессов, явлений в будущем и своевременная корректировка уклада общества на перспективу закономерно ведёт его к развитию.

Солнце и Луна ежедневно обходят порог Буркан, Чёртов Палец, а также все окрестные скалы, леса, поля, сёла и остальной мир по небесному кругу, заключив их в центр символического кольца. Двуперстный скальный останец невольно становится основным ориентиром для наблюдения за находящимися в небесном круговороте светилами. Совместное движение звёзд, Солнца, Луны и планет для постоянных зрителей с порога Буркан определило особенность места, где зачинаются день и ночь, зима и лето.

Возложение надежд на новый круговорот светил, на новый виток жизни природы всегда было важно для людей, надеющихся на изменение своей судьбы, связанное с построением нового созидающего начала. И этим сакральным местом, за которым происходит таинство рождения нового мира, является вертикальный останец Чёртова Пальца.

Точка восхождения Солнца, максимально отклонённая от Чёртова Пальца на север, даёт по солнечному календарю начало летним Купальским праздникам.

Максимально отклонённая точка восхождения Солнца к югу говорит о приходе зимних Колядок.

Восхождение Солнца в день весеннего равноденствия над Чёртовым Пальцем начинает праздники Красной Горки.

Осенью же Чёртов Палец указывает, что пришло время праздников Урожая и Медвежьих праздников.

Так считалось на протяжении тысячелетий у племён народов, населявших Каменские Земли. Для сверки текущего времени с космическим люди сходились к Буркану. Так и возникали всеобщие праздники по всей округе. На юг от Буркана стоит село Барабаново, на севере — село Бубново. Эти старые топонимы сохранили свидетельство о священных атрибутах, сопровождавших торжество народных праздников, которые некогда были популярны в районе.

Сама форма инструмента — круг бубна или барабана — символизирует тайну мироустройства. Воздействием на модель Вселенной в виде круга люди осуществляют связь духовного в человеке и космического в мироздании. Шаманы ударами по священным музыкальным инструментам задают ритм для вхождения смертного человека в резонанс с космическим миром духов. Музыкальный инструмент издавна служил посредником для связи реального мира с незримым.

Когда в Земле Каменской расцветало искусство теней и силуэтов, река Исеть, текущая на коротком участке у порога Буркан в строго восточном направлении, прежде чем повернуть на юг, упиралась в Чёртов Палец.

Считалось, что после дневного обхода Солнца по небосводу с востока на запад, оно заходит за край земли. И уже ночью с запада на восток путешествует по подземному царству.

Для небольшого мирка, в пределах видимости со стороны порога, направление течения реки Исеть сопутствовало этому перемещению светила.

Днём Солнце плыло по небу на запад. В реке же зритель наблюдал его отражение, которое плыло по воде в том же направлении против течения.

Ночью же Солнце пребывало в потустороннем подземном мире, в котором также существуют подземные реки, что доказывалось до недавнего времени существованием подземного ручья в Смолинской пещере.

По таинственным путям по той стороне Земли Солнце за ночь перемещалось обратно с запада на восток для свершения нового восхождения на небосвод. Вся энергия Солнца в это время также находилась с ним глубоко под землёй.

Поэтому для того, чтобы солнце в подземном царстве не задерживалось и всходило по расписанию, древнее могучее когда-то божество – мамонт —  должен был напиться из подземной реки, облегчив путь светилу по подземным порогам.

В связи с этим наскальное изображение на Чёртовом Пальце с южной точки зрения представляет собой традиционную фигуру мамонта, в лучах заходящего Солнца опустившего свой хобот глубоко в воду (рисунок 2). Силуэт его освещённой головы и линии теней, вырисовывающих глаза, чётко обозначают фигуру, порождённую Солнцем, выходящую из скалистого чрева Земли в прибрежном обнажении геологических пород. Так наглядно Солнце, несущее мужское начало в лучах света, и Мать Сыра Земля, несущая в себе плотское женское начало, создают на закате образ пьющего мамонта. Человек в этом священнодействии – наблюдатель. Человек, зная законы магии времени, может лишь предугадать и наблюдать наступление момента рождения этого образа.

Рисунок 2. Птица–Дева Вечерняя Заря, сидящая верхом на мамонте, пьющем из реки.

Книга Велеса по этому поводу гласит: «И мы пьем её, ибо все то, что от Сварога,- то к нам жизнью течет. И это мы будем пить, ибо это — источник жизни божьей на земле».

Изображение животного в пьющей позе имеет символическое значение. Обожествляемая людьми земля, из которой пробиваются живительные родники, утоляющие жажду, произрастают питательные растения, представлялась Матерью – кормилицей человека, животных и вообще всего на земле.

Произведение искусства направлено на символическую демонстрацию поглощения жизненной силы из глубин Матери Сырой Земли, где мамонт, рождённый из её чрева, употребляет в пищу её плоть, высасывая хоботом магическую энергию из глубин родников подземной реки. В нем воплощается мифическая сила родной земли, пропитанная елеем солнечного света.

Вот и Птица-Дева Вечерняя Заря, восседающая на хребте мамонта, освещена светом заходящего Солнца. Издали видно, что она купается в последних лучах уходящего дня. Издали Птица светла. Высоко вскинута её голова.

Над ней склонился диск солнца с языком последнего луча, обращённого к востоку. Зайдёт за горизонт Солнце, исчезнут тени, исчезнет образ Птицы. Но придёт новый день, который снова породит Птицу. Воспрянет она вновь из праха до следующего заката. И так изо дня в день, как мифическая Птица Феникс.

Вблизи же лик Птицы не так светел (рисунок 3). Иллюзия дальнего плана превращается в тёмный хищный лик, уже принадлежащий другой потусторонней реальности внешнего мира. Она предвещает, что близящаяся ночь неизменно сменит день, со всеми её вытекающими последствиями: неизвестностью и страхом тьмы.

Но человек верит, что за наступившей вслед темнотой неизбежно встанет новый рассвет, освещённый зарёю. Снова взойдёт Солнце, оживёт замершая на время жизнь природы, запоют птицы.

А камень стоял и будет стоять на своём месте напоминанием, что Солнце взойдёт неизменно на том же месте в то же время года, что и тысячелетия назад. Торжества жизни и смерти идут рядом.

Рисунок 3. Птица Вечерняя Заря.

Для непременного осуществления этой природной закономерности существует жертвоприношение. И этой жертвой является самый сильный зверь на свете, который на своём челе приносит миру Солнце – жертвенный мамонт.

Контуры его фигуры заключены в тени, что наблюдается позади мамонта, несущего Птицу-Зарю (рисунок 4). Его силуэт, обведённый складками скалы, вырисовывает классическую жертвенную позу, в которой передние ноги и хобот лежащего животного располагаются впереди тела. Вся фигура второго мамонта находится в тени. Лишь освещённый заваленный диск Солнца светится на его высокой мохнатой чёлке.

Данью традиции жертвоприношения является зарывание костей, оставшихся после трапезы, в землю и символическое возлияние любого питья наземь. Важно не количество и качество приносимой жертвы, а сам факт уважения к духам плодородия.

Рисунок 4. Обручение мамонтов. Традиция: она вся в белом, он весь в чёрном.

Стоя вблизи, на скале (рисунок 5) по контурам, вырисовываемым светом и тенями, можно выделить ещё несколько новых образов.

Рисунок 5. Средний участок скалы Чёртов Палец.

Вот сгорбленная фигура крючконосой старухи – Бабы Яги. В руках её диск – бубен? Пяльцы для вышивки? Или что-то ещё?

Рисунок 6. Баба Яга и клубок судьбы.

Чтобы быть точнее, это не полный диск, а сектор в четверть круга. Располагается он в пределах контура лба мамонта с предыдущего рисунка 3. Значит, в изображении существует связь разума, космоса и геометрии. В его геометрических начертаниях заключены линии пересечений траекторий Солнца и Луны. Этот клубок тонких нитей и узлов служит номограммой для расчёта времени наступления соединения светил, то есть предсказания наступления времени солнечных и лунных затмений.

Соединение Луны и Солнца символизирует Любовь, в результате которой временное умопомрачение – нашедшее вдруг на голову затмение, ведёт не к концу, а к продолжению жизни. Природа берёт своё, её законы неизменны. Как было всегда, так всегда и будет: свет порождает тени — тьму.

Тьма не может жить без света, теряется её форма. Чёрное и белое стоят рядом. Узы их неразрывны. Секрет гармонии между ними заключается в их единстве. А гармония души человека не должна противоречить космическим законам вселенной. Тогда чёрная полоса в жизни сменится на белую, и белая на чёрном будет сиять ещё ярче.

Плохо человеку, когда всегда его преследует белая полоса. В его восприятии от переизбытка счастья наступает усталость от жизни, и белое становится чёрным.

А, чтобы избавиться от чёрной полосы, надо лишь сделать из тьмы шаг в сторону на свет, к новому лучу света. Тогда вновь воцарится гармония.

Чего Вам и желаю…